Наставничество
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области
«Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»



Федеральные документы

  Федеральные документы
3 Конституция Российской Федерации
4 Гражданский кодекс Российской Федерации
5 Трудовой кодекс Российской Федерации
6 Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)
7 Федеральный закон от 12.01.2021 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
8 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных организациях
9 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»
10 Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-4202 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»)
11 Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии» (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
12 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Локальные акты

20 сентября 2023
20 сентября 2023г. в ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта» состоялась интеллектуально-познавательная викторина, посвященная противодействию коррупции. Одной из приоритетных задач нашего общества является формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности и формирование навыков противодействия соответствующим правонарушениям. Задача данного мероприятия – ознакомить обучающихся с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями, а также продемонстрировать возможности борьбы с ней.
11 сентября 2023
11 сентября 2023 г. в ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта» прошло занятие в рамках проекта «Разговоры о важном». Мероприятие направлено на развитие у обучающихся представлений о культурном, природном многообразии и богатстве России, чувства принадлежности к российскому народу, причастности к историческому, природному и культурному наследию.
6 сентября 2023
6 сентября 2023 г. курсанты ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта» поучаствовали в квест - игре, посвященной Дню добрых дел. Мероприятие направлено на формирование у молодежи представления о добрых поступках, воспитания взаимоуважения и развития творческих способностей.
29 июня 2023
Для педагогических работников сферы профессионального образования, разработавших совместно со своими обучающимися авторские интерактивные электронные образовательные материалы с помощью цифровых инструментов интернет-ресурсов и сервисов или прикладных программ общего назначения.
19 мая 2023
19 мая 2023 года. в ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта» состоялась региональная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в воспитании гражданина и патриота в организациях среднего профессионального образования». Открыл конференцию и выступил с приветственным словом выступил директор колледжа Маевский Владимир Юрьевич.

Реализация программы наставничества по модели «педагог-педагог»

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри колледжа, что содействует интенсивному развитию личности, передачи опыта и знаний, формированию навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

Реализация наставничества по форме «педагог-педагог» обусловлено государственной политикой в области модернизации образования и совершенствования педагогического мастерства работников, включая работу с молодыми специалистами, деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации, работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность, организацию работы с кадрами по итогам аттестации, обучение при введении новых технологий и инноваций, обмен опытом между членами педагогического коллектива.

Цель: создание условий для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач:

  • адаптации педагога в новом педагогическом коллективе;
  • плавного «входа» молодого педагога и специалиста в целом в специальность, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;
  • решения проблем педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.

Федеральные документы

  Федеральные документы
1 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста (от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (с изменениями, от 7 октября 2020 года № 2580-р, от 20 августа 2021 года N 2283-Р)
3 Письмо Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 г. NN АЗ-1128/08, 657 О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
4 Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-76
29 января 2024
29 января 2024 года в ГБПОУ РО «РКВТ» прошел обучающий семинар по теме: «Использования результата интеллектуальной деятельности базы данных: e-SMART КОЗ» для преподавателей общепрофессиональных и профессиональных дисциплин. Методисты Бунзе В.А., Иванова А.Ю. ознакомили преподавателей с возможностями данной программы подчеркнув важность практико-ориентированности образовательного процесса....
8 ноября 2023
Межрегиональная дистанционная научно-практическая конференция, приуроченная к 200-летию К. Д. Ушинского в рамках Года педагога и наставника "Человек как предмет воспитания"
11 октября 2023
11 октября 2023 года в ГБПОУ РО «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта» состоялся информационно-методический семинар «Наставничество в образовании в современных условиях» Семинар открыла начальник методического отдела Епишева А.А., которая подчеркнув значимость наставнической деятельности, отметила, что наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, ...

Дополнительные материалы для наставника


МАНИФЕСТ НАСТАВНИКА

1

Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития

2

Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.

3

Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.

4

Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее

5

Наставник предлагает помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывает на риски и противоречия

6

Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения

7

Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции

8

Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует и ободряет его

9

Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в том числе выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнической программы, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым

10

Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый

11

Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений

КОДЕКС НАСТАВНИКА

1

Не осуждаю, а предлагаю решение

2

Не критикую, а изучаю ситуацию.

3

Не обвиняю, а поддерживаю

4

Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому

5

Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге

6

Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией

7

Не утверждаю, а советуюсь

8

Не отрываюсь от практики

9

Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу

10

Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество - не решение всех проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей. Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества

РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАСТАВНИКА

Наставники слушают

Поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все свое внимание

Наставники рекомендуют

Помогают наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивают их

Наставники рассказывают

Дают представление о перспективах наставляемого, помогают определить цели и приоритеты

Наставники обучают

Рассказывают о жизни, собственной карьере, личном и профессиональном опыте

Наставники представляют свой опыт

Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из жизненных ситуаций

Наставники доступны

Предоставляют ресурс, источник опыта и знаний, которому наставляемый доверяет и к которому может обратиться

Наставники критикуют, но конструктивно

При необходимости наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточивая внимание на поведении наставляемого, но никогда – на характере

Наставники поддерживают

Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться

Наставники точны

Дают конкретные советы, анализируют, рефлексируют, что было сделано хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что достигнуто, какие преимущества есть у различных действий

Наставники неравнодушны

Наставник интересуется образовательными успехами наставляемого, успехами в планировании и реализации карьеры, в личном развитии

Наставники успешны

Не только успешны сами по себе, но и способствуют успехам других людей

Наставники вызывают восхищение

Пользуются уважением в своих организациях и обществе